Русская изба

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
 0 min
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.Поэтому у нас в детском саду создан музей «Русская изба». Идея его создать возникла давно.

Какие цели и задачи мы ставили, создавая музей:
1. Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2. Развивать воображение детей.
3. Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея созданы руками педагогов нашего детского сада. А с каким чувством гордости, собственной значимости дети приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.

В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, чугунки, сундук, кузовок, самовар, глиняная посуда, стол и много разной утвари. Также в музее представлены все виды декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, Городец, дымка.

Входя в музей в переднем углу находится русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, домашняя утварь возле печки лежат дрова.

   1 min 222222

Около печи расположена лавка на ней балалайки разных видов и размеров.

Рядом с печью располагается стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. За столом сидят куклы в старинных нарядах.

2.2 3 min

Сундук где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит макет избы.

4 min 4.4

И, конечно же, какая изба без своего Домового? Хранителем домашнего уюта, носителем знаний о фольклоре и народной мудрости в нашей избе является домовёнок Кузя, живущий за печкой и выходящий к детям на праздники, чтобы с ними поиграть повеселиться. Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага.

5.1

Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы – Соболеву Ольгу Владимировну, музыкального руководителя детского сада. Хозяйка избы часто предлагает детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц.

6 min

Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа. Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Невозможно детям на вербальном уровне объяснить значение давно вышедших из употребления слов. Только увиденное своими глазами, обыгранные в процессе игры вещи становятся значимыми и узнаваемыми. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть. 

7 min

Музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки.

На базе музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда. Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры. Музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

5 min

Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

При организации музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Музей содержит реликвии русского народа, такие как: русская печь, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего. Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали музей. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.

Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство - музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.