Индивидуальная работа

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

     Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации, кроме прочего, относится «индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях».

     В соответствии с п.3.2.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), при реализации образовательной программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования).

      Данные положения вышеуказанных нормативных документов свидетельствуют о возможности проведения в дошкольной образовательной организации оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

Исходя из этого, в ГБДОУ детский сад № 15 Невского района Санкт-Петербурга был определён, принят на педагогическом совете и утверждён приказом заведующего ГБДОУ комплекс следующих мероприятий:

  • разработка положения об учёте индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ;
  • определение показателей оценки развития детей и подбор диагностического инструментария;
  • разработка формы карты учёта индивидуального развития детей;
  • автоматизация процесса формирования карт учёта индивидуального развития детей.

     Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

     Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

     Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  • государственным заказом;
  • потребностями и запросами родителей;
  • индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  • возможностями ГБДОУ;

     Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

  • для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • для детей с высоким интеллектуальным развитием.

     При разработке индивидуального маршрута мы опирались на следующие принципы:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка;
  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
  • принцип соблюдения интересов ребенка;
  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка;
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

     Составляющей индивидуального  маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. В карту индивидуального развития нами были включены следующие показатели:

  • сведения о родителях и семье;
  • карта участия ребёнка и его семьи в жизни ГБДОУ;
  • медицинская карта здоровья;
  • адаптационная карта (для детей 1-3 года);
  • карта психического развития ребёнка;
  • карты с показателями уровня усвоения ребёнком программного материала.

     

Сбор информации мы осуществляли в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, воспитателем, в свободной деятельности детей.

     При сборе информации придерживались структуры индивидуального образовательного маршрута: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы .диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов.

     Для реализации данного подхода в своей работе мы выделили несколько этапов индивидуального образовательного маршрута:

  • этап наблюдения;
  • диагностический этап;
  • этап конструирования;
  • этап реализации;
  • этап итоговой диагностики.

     Остановимся подробнее на каждом этапе

Целью этапа наблюдения является выявление группы дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.

Цель диагностического этапа является выявление причин трудностей ребенка.

Целью этапа конструирования является построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, его выбора, самоопределения.

Целью этапа итоговой диагностики является выявление результатов действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

     Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.

Психолого педагогическое сопровождение 

Положение о службе психолого-педагогического сопровожденияsignature6 Бойцова Анна Фёдоровна 01 сентябрь 2022 14:50

 Положение об оказании психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождениюsignature6 Бойцова Анна Фёдоровна 01 сентябрь 2022 14:50

 Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организацииsignature6 Бойцова Анна Фёдоровна 18 Январь 2019 18:14